Художник берет чистый холст, мольберт, смешивает краски, наносит отдельные мазки разного цвета. Отходит в сторону, смотрит под разными углами, как падает свет, какие видны тени. Подправляет, то, что ему не нравится. Не нравится именно ему – художнику, автору, творцу. То,  что получится, в итоге, на холсте – зависит только от него. Это шедевр на века? Или картина, которая будет достойна художественной галереи? Или это произведение не понятное никому, кроме автора, и останется в пыльном углу? А, возможно, это полнейшая безвкусица. Так и каждый человек является творцом одной картины – своей личной жизни.

«Христос прожил чистую жизнь и был величайшим из художников, ибо пренебрег и мрамором, и глиной, и красками, а работал над живой плотью» (Ван Гог)

Холст.

Художник: Константин Разумов

Жизнь каждого человека очень похожа на холст. Чистый холст – при рождении. Наши родители и окружающие нас люди, в детстве, рисуют на чистом листе эскиз. Повзрослев, мы начинаем создавать свою картину сами. По эскизу? Не всегда! Даже, чаще всего, не по эскизу! Это наша юность. Первые мазки очень неуверенные, кривые, смазанные. Местами неверно подобраны цвета или они случайно перемешались.

Но можно отойти на шаг в сторону и увидеть, исправить, нанести другую краску заново. Но не все хотят делать этот шаг. Иногда бывает страшно увидеть свою ошибку. Или лень переделывать то, что и самому автору не нравится. А как говорил Сальвадор Дали: «У лени шедевров нет!»  Случается и так, что, зная, что краска легла неверно, из-за гордыни, принципиально, не исправляем.

Художник: Джим Уорен

Что в итоге? Не успев завершить картину, она испорчена? «Я только тем и занимаюсь, что порчу свои картины. И потом говорю «сделал, что хотел» (Сальвадор Дали) Если художник испортит холст, то он может взять другой. А наша жизнь – одна, ее не заменить на чистую и новую. Нужно проживать одну.

Наверняка, любой гений (и Да Винчи, и Тициан, и Дали…) совершали на холсте ошибки, переделывали, были недовольны результатам, иногда злились на себя. Но… да-да, их творения остались жить в веках. Вы можете сказать: «Ну, я же не гений, как Да Винчи». А вы думаете Да Винчи знал, что он гений? Он творил и всё.

Стили.

С возрастом мы определяемся со стилем нашей картины «Жизнь». Классицизм, реализм, романтизм,  импрессионизм, модернизм, сюрреализм… какой он у вас? Можно выбрать один стиль и всю жизнь быть верным  ему. Или попробовать разные и остановится на близком тебе. А можно быть похожим на кого-то. Быть как все. Иногда бывают копии гениальных творений. Случаются и подделки! А бывают художники, которые создают новое направление в искусстве. «Я всегда видел то, чего другие не видели; а того, что видели другие, я не видел» (Сальвадор Дали) Можно идти в жизни своим путем, ни на кого не оглядываясь и не копируя. Часто тот, кто видит не так как все, бывает очень одинок.

Художник: Даниэль Герхартс

«Великие психологи и те не могли понять, где кончается гениальность и начинается безумие» (Сальвадор Дали)

Краски.

“Жизнь” (La Vie), Пабло Пикассо

А какие краски мы выбираем для нашей картины жизни? Светлые или мрачные, яркие или пастельные, блестящие или кислотные. Невозможно выбрать одну краску на всю жизнь. У нас может произойти какое-то кратковременное изменение настроения, что повлияет на общую картину. Как, например, «голубой» и «розовый» периоды творчества Пабло Пикассо. У каждого случаются в жизни моменты, когда хочется взять ведро черной краски и залить всё, что создавали ранее. Или еще хуже, взять нож и изрезать в клочья сам холст.

На черную краску можно нанести следующие слои других цветов. Да, долго черный цвет может проступать потом, заполняя собой пространство холста. Но постепенно, медленными мазками, можно поменять цветовую гамму. А на изрезанный холст, к сожалению, уже не нанести никакой рисунок. Каждая наша эмоция, каждое чувство, которое мы испытываем, имеет свою краску: цвет, насыщенность, густота. У каждого человека они индивидуальные. Какого цвета ваша любовь, вера, надежда, радость, печаль, счастье? Какой цвет преобладает на вашей картине жизни?

фотограф: Сергей Котёлкин

«В нашей жизни есть одна-единственная краска, как и на палитре художника, придающая смысл жизни и искусству. Это краска любви» (Марк Шагал)

Рамы.

Интересно, а задумывался ли хоть один художник, на этапе создания картины, в какой раме она будет висеть? Вряд ли. Скорее всего, он может подумать об этом, глядя на уже окончательный вариант. А в современном мире, всё чаще, на первый план выходит вопрос о раме, хотя картины, как таковой, еще нет. А появится ли картина вообще? Не останется ли только рамка с пустым холстом? Мне кажется, что важнее думать не об обрамлении, а о содержании Жизни.

Ценность.

Возможно ли, что мы пришли в этот мир создавать картины жизни? Сколько нас на Земле, столько и картин. Какие они будут – зависит только от нас самих. Как они будут сочетаться между собой и смотреться в одной галерее мира – это тоже зависит от нас. Будет ли общая тональность всех картин мира мрачной или светлой. Какие краски мы выберем для создания: масло, пастель, карандаш или, даже, баллончик… Больше ли в мире будет бесценных шедевров или дешевого китча? В первую очередь, нашу картину оценят родные, близкие люди. Надолго ли мы останемся в их памяти?

Художник: Marcel Marlier

Стоит чаще задумываться о том, какие эмоции и чувства преобладают у нас. Не наступил ли момент в нашей жизни, когда нам нужно сделать шаг в сторону, чтобы увидеть, нет ли на нашем холсте ошибки. Важно не пропустить этот момент. Иначе исправлять придётся слишком много. Или будет уже поздно. Очень хочется, чтобы тот, кто наблюдает за нами, не мог оторвать взгляда от великолепия нашей общей картины «Жизнь».

Автопортрет

«Трудно познать самого себя. Однако написать самого себя не легче» (Ван Гог)